Порою совсем непросто увидеть тончайшую грань между чувством собственного достоинства, заложенным в человеческую природу, и проявлениями гордости. На первый взгляд оба эти понятия представляются идентичными. Тем удивительнее осознать, что в разных традициях гордость отнюдь не всегда трактуется как добродетель.
Гордость в православии
В православии гордость не наделяется ни положительным, ни даже нравственно нейтральным смыслом. Она безусловно отрицательное качество. Если оперировать богословскими категориями, то гордость – это грех. Вот так ёмко можно охарактеризовать внутреннее состояние обращенного на себя человека.
Этой многоликой страсти – началу всех пороков – посвящены тома святоотеческой литературы. Впервые переступающие порог храма могут лишь интуитивно ощутить отдельные ее проявления. Однако по мере воцерковления неизбежно появляется видение не просто своей греховности, а главной ее причины – гордости. Откуда же она берется и по каким законам развивается?
Как распознать гордость?
Природа гордости заключается в духе соперничества. Она не проявляется там, где не с чем соперничать, но обрекает подверженных ей стремиться все к новым и новым достижениям.
Несмотря на то, что избавиться от главной страсти, первой появившейся в мире, совсем не просто, очень важно научиться замечать ее проявления. А для этого нужно понимать сложный механизм взаимозависимых состояний, возрастающих из тщеславия.
Свойственный юности эгоцентризм с легким самодовольством, сопровождаемый светлым настроением, постепенно сменяется уверенностью в своем превосходстве.
Начавшись с нетерпения упреков или жажды похвал, культивируемая в современном обществе завышенная самооценка неизбежно порождает превозношение над другими, посягающую на чужую волю страсть командования.
Совет. Сходите в Церковь на исповедь.
Естественное же противодействие вызывает раздражительность, сварливость, упрямство, обостряя столкновения с миром. Но сила самоутверждения еще направлена на человека.
Если не остановиться на этом этапе, развившаяся из тщеславия непомерная гордость способна привести к активному отрицанию Бога.
И здесь уже страсть именуется гордыней – состоянием духа, враждебным Богу. В отличие от разделяющей эти понятия западной традиции, гордость и гордыню православие не противопоставляет.
Это одна и та же страсть в разной степени проявления. Достигшая предела, она выступает даже противницей тщеславия, становясь доминантной характеристикой человека.
Святые подвижники предлагают особенно прислушиваться к своему внутреннему состоянию, когда что-то происходит вопреки нашей воле. Если поступки других вызывают неудовольствие, собственные неуспехи в делах огорчают, замечания оскорбляют, чужие проблемы оставляют безучастным, а счастливые в их жизни события не отзываются радостью, то это прямое свидетельство гордости.
Борьба с гордостью
Можно ли с ней бороться и ей противостоять? Опыт Церкви дает положительный ответ. Важно лишь не забывать, что единственный путь избавления от страстей – постоянная духовная работа, преодоление себя, противопоставление им противоположных добродетелей. Исповедь, причащение и полное покаяние в содеянном.
Гордости и ее крайнему проявлению – гордыне – Евангелие противопоставляет смирение и любовь. Именно в стяжании этих высших добродетелей состоит борьба с разрушающей страстью, начинающаяся с послушания любимым людям и перерастающая в дело всей земной жизни.