Помазание до Христа
Практика помазания священным миром известна ещё со времён Ветхого Завета. Так, в книге «Левит» Господь предписывает израильтянам помазывать миром все принадлежности будущего храма, священников и храмовую прислугу – левитов. Миро приготовлялось из смеси растительных масел, взятых в определённой пропорции, и почиталось за великую святыню.
Помазание миром носило характер «освящения», однако Моисей решительно отказывает масляному составу в каком-либо волшебном воздействии. Наоборот, освящает – Господь, а миро – лишь символ Его добровольного обещания не поминать грехов людей и закрыть глаза на возможное несовершенство приносимых в храм вещей.
В быту помазание миром также использовали:
- Больные и раненные – как лекарство;
«Левит» делает ударение на том, что миро, используемое для личных нужд не должно повторять состав священного мира.
Миропомазание в православии
В традиции Русской церкви Миропомазание совершается над каждым человеком единожды, как правило – сразу после Крещения.
Внешне таинство состоит в том, что миро – состав из многих благовонных ингредиентов, накладывается на тело человека в определённых местах: на лбу, устах, щеках, мочках ушей, руках, ногах. При этом действующий священник произносит слова: «Печать Дара Духа Святого».
Духовный смысл Миропомазания состоит в преподании человеку от Святаго Духа сил по усердию его бороться с соблазнами и страстями, а также – помогать в этом другим, ведь спасение во Христе невозможно в одиночку, но только при взаимной помощи и любви верующих.
Помазанный словно начинает жизнь с чистого листа, готовясь стать членом Церкви: непримиримым врагом греха, несущим миру свет христианских истин.
Таким образом Миропомазание в Православии кардинально отличается от такового в Иудаизме, поскольку в Новое время посредством таинства человек не только получает шанс услужить Богу, но и помощь в этом труде через искупительную жертву Христа: «человеку это не возможно, но не Богу – ибо Богу возможно всё».
По характеру последования Миропомазание напоминает:
- Очищение прокажённого от нечистоты в Ветхом Завете – всякий, живущий вне церкви, в глазах Божих словно поражённый проказой;
- Освящение священнослужителей – ибо каждый христианин есть в некотором смысле священник;
- Помазание на царство – христиане названы в Библии «царственным священством».
Принявший таинство должен обращаться с ним почтительно. В современном христианстве, в том числе православии, это уже не означает уклонения от ритуальной нечистоты: прикосновения к мёртвым телам людей или нечистых животных, к больным проказой, имеющим истечения из органов промежности (женщинам и мужчинам) и так далее, но борьбу с грехом – истинной нечистотой человека. Дух Святой всегда готов помогать человеку на его пути к Богу.