Священство – основополагающий постулат православной церкви, в котором через рукоположение на избранного христианина возлагается священное предназначение поставлять и совершать Божью волю через служение верующим. Православное духовенство составляет живой организм церкви и несет на себе важную функцию посла между Богом и человеком.
История таинства священства
Таинство священства всегда происходит через важную церемонию рукоположения (хиротонию). Установление таинства произрастает своими корнями к заповедям Иисуса Христа, где он выделил из всех своих учеников апостолов и даровал им волю учить и проводить таинства и обряды.
Обряд рукоположения служит символом преемства связи священных даров и власти священства. На избранных христиан снисходит милость Святого Духа.
С времен зарождения христианской церкви рукоположение стало основообразующим компонентом таинства священства. Православная церковь неукоснительно придерживается всем заповедям Иисуса Христа, передаваемым своим первым апостолам.
Те, в свою очередь, через рукоположение даровали своим последователям власть совершать церковные обряды и доносить Божью волю до прихожан.
Фундамент таинства священства православной церкви был заложен еще на страницах Ветхого Завета. Главный смысл и символ церкви был утвержден еще при жизни Спасителя, а позднее уже приобретал свои законченные формы через установление обрядных и литургических норм.
Поэтому священническое служение в христианстве имеет прямую связь с временами Ветхого Завета, что еще раз подчеркивает роль церкви, как духовного наставника, имеющего непосредственное отношение к воле Господа. Еще в ветхозаветные времена родились основополагающие принципы святости и духовной непорочности всякого служителя Бога.
Апостольское преемство стало установленным Иисусом Христом незыблемое правило передачи Божьей воли путем таинства священства. Это также засвидетельствовано важнейшими церковными преданиями.
Какие бывают священнослужители?
Существует три ступени церковных санов, которые проходят через обряд рукоположения:
- епископ;
- священник;
- диакон.
Среди всех перечисленных высший титул получает епископ, который как приемник апостолов обладает правом совершения рукоположения и является проводников Святой Благодати на Земле.
Вся церковная иерархия базируется на усвоение начальных степеней клира, таких как чтец, певец и иподиакон. Каждый человек, решивший отдать свою жизнь для служения Богу преодолевает обязательные ступени погружения в православную веру. Невозможно обойти или перешагнуть через последовательность церковных чинов.
На роль священнослужителя может претендовать совершеннолетний мужчина, не имеющий канонических препятствий для проведения рукоположения.
К супруге ставленника так же выдвигаются аналогичные требования. Единственным исключением из строгих требований может быть совершение грехов до крещения, так как через его обряд происходит новое рождение человека. Для того, чтобы стать епископом нужно полностью перейти в монахи. Так, все православное духовенство разграничивается на белое и черное.
Литургия посвящения
Любой переход из одного церковного сана в другой проходит через литургию. Время вершения хиротонии подразумевает определенную ступень священства, на которую претендует ставленник. Перед совершением важного обряда проводится исповедь, после которой делается вывод для епископа готов ли человек обрести священный сан или нет.
- Диакон.
Инициация в диакона совершается после освещения Святых Даров. Такой порядок означает право служения при проведении таинств, но не совершения.
- Священник.
Рукоположение в священника (пресвитера) осуществляется перед освящением Даров, что означает тот факт, что ему преподносится власть совершения таинств. Всю церемонию увенчивает вручение новопоставленному священнику атрибутов священнослужения.
- Епископ.
Посвящение в епископа проходит по особым канонам и всегда проводится собором епископов. Оно исполняется за литургией перед чтением Апостола. Тем самым, подтверждая через таинство священства, передачу всей полноты апостольской власти.
Но, несмотря на различие порядка и составляющих обряда совершения таинства священства, оно завершается знаменательным действием – возложение рук с воззванием на посвящаемого благодати Святого Духа. Из этого символического благословения и возникло понятие рукоположения.
Принимая священный сан, христианин принимает новое облачение (одежду) в миру и на богослужениях. Все священные одежды имеют свои особые отличия, которые несут важную смысловую нагрузку.
Так епископ облачается в амфор (одежда), митру (головной убор), панагию (круглый образ Спасителя или Божьей Матери), который надевается на грудь, как крест. В руках всегда находится посох или жезл, как символ епископской власти.
Посвятив свою жизнь служению православной церкви, человек готовится к строгому соблюдению церковных правил, что выражается, как в духовном послушание, так и во внешнем смирении. Своим образом жизни церковнослужитель подает пример поведения верующего христианина.