Вход Господень в Иерусалим – это один из наиболее значимых и светлых праздников. В Православной Церкви он относиться к двунадесятым торжествам и имеет большое значение с точки зрения хронологии событий произошедших с Иисусом Христом в завершающий период странствий, входит в перечень наиболее значимых и важных событий, отраженных в религиозном учении и концепции православия. Празднование этого дня имеет свои традиции и отмечается православными незадолго до Пасхи.
История события
Хронология развернувшихся у стен Святого города событий, подробно описывается четырьмя евангелистами. Найти упоминание этого события и его толкование можно найти в:
- Евангелие от Матфея;
- Евангелие от Марка;
- Евангелие от Луки;
- Евангелие от Иоанна.
Несмотря на небольшие расхождения в толковании мелких деталей события, суть передается одинаково всеми четырьмя источниками. Вхождение Господа в Иерусалим произошло в воскресенье ровно за 1 неделю до празднования Пасхи. Также это событие предшествовало распятию Христа. Именно поэтому сложно не дооценивать значение этого праздника как исторической даты – посещение Христом древнего города перед окончанием своего существования в теле.
Вхождение Господа в Иерусалим произошло после посещения им села Вифании. Чудо воскрешения Лазаря, которое также отображено в евангелие, в православии считается важным свершением, которому сопутствует соответствующее богослужение. День Воскрешения Лазаря празднуется в субботу, непосредственно перед днем входом Христа.
В Святой Город Спаситель отправился с компанией наиболее преданных последователей, принявших его учение. Оказавшись на вершине Елеонской горы, Христос приказал своим ученикам спуститься в город и найти ему ослика, который еще не бывал под седлом. На нем он и должен был спуститься в Иерусалим, пройдя сквозь главные ворота города. Молодой ослик должен был стать символом чистоты и в дальнейшем мог бы послужить жертвенным животным. В соответствии с традицией паломники, посещающие Святой город, в знак смирения должны вступать в него – спешившись.
Вхождение Господне в Иерусалим произошло в присутствии тысяч жителей города, вышедших поприветствовать Спасителя. Христа встречали криками «Осанна», что в переводе с иудейского означает «Спасение». Многие из историков склонны полагать, что этот возглас был обусловлен тем, что встречающие его люди уже знали, что спаситель воскресил Лазаря и приветствовали Христа именно как спасителя, способного воскрешать умерших.
Когда вошёл Иисус Христос на ослике, дорогу перед ним устилали ветвями деревьев растущих в городе (вербами), поэтому по-другому этот праздник называется: “Вербное Воскресенье”. В частности использовались финиковые и пальмовые ветви, называемые – вайи. Некоторые люди устилали дорогу перед ним своими одеждами. Это должно было продемонстрировать смирение перед волей Спасителя, поклонение ему и признание его Мессией. Праздник представляется как появление спасителя, которого встречают ликующие толпы, знающие о том, кто он и с какой целью посетил город.
В толковании праздника можно встретить некоторые расхождения у евангелистов. В частности все, кроме Иоанна, видят в этом благословенный знак и в их описании люди, встречающие Господа, искренне ликуют появлению спасителя, разделяя благостность его намерений. Иоанн же, напротив, представляет толпу встречающих – с уходом в реализм с учетом дальнейших событий.
Совет. В этот праздник обязательно сходите на исповедь!
Многие в толпе, в дальнейшем, будут преследовать Христа, станут виновниками и последующего распятия. Но независимо от толкований во всех источниках такое событие описывается как одно из наиболее значимых путешествий Христа за годы его странствий.
Когда празднуется Вход Господень в Иерусалим?
День, когда пришёл спаситель не имеет конкретной даты, в которую ежегодно отмечался бы этот праздник. Как и было сказано выше, он высчитывается вместе с пасхой и назначается на воскресный день, идущий перед праздничным Пасхальным воскресеньем. Ближайшим к нему православным праздником является день Воскрешения Лазаря, празднуемый в субботу накануне. Таким образом, если нужно выяснить когда празднуется пришествие спасителя Христа достаточно знать, когда по календарю православная Пасха.
Значение праздника
Вход Господень в Иерусалим – это символическое явление. Посещение Святого Города и дальнейшее распятие Христа неразрывны, так как предполагается, что Господь знал всё наперед и самостоятельно выбрал свой путь во спасение людей уверовавших в него.
Символичным в данном событии является все, начиная от того, что Господь вошел в город в сопровождении своих учеников и был встречен с почестями, достойными царя, и заканчивая использованием пальмовых и финиковых ветвей для устилания дороги.
Сошествие с горы и вход в Иерусалим были произведены на ослике, ранее никого не возившем. В некоторых источниках утверждается, что с осленком была и взрослая ослица. В данном случае, молодой ослик – символ безгрешности, выбранный Христом.
Важность использования ослика сохранилась и в христианских ритуалах. Долгое время служения в этот день включали проведение крестного хода. Возглавлял шествие Патриарх верхом на лошади или в традиционном порядке – на осле. Этот символ пришествия спасителя в город обозначает появление духовно чистого человека на земле верхом на чистом животном, как символ безгрешности его личности.
Устилание дороги ветвями деревьев, срезанными в преддверии праздника, также имеет свою символичность. В частности, пальмовые ветви использовались для приготовления елея, который играл роль средства способного залечивать раны и исцелять тело. Финиковые ветви с белым окончанием листьев, символизировали ход жизни, с вознесением бессмертной души в конце пути. Таким образом, использование ветвей как-бы символизирует, что народ относится к Христу как к целителю и спасителю душ людских. Часто в России и ряде других православных стран за неимением пальмовых ветвей применялись молодые побеги вербы.
Христос вступил в Святой Город в воскресенье, после воскрешения Лазаря, произошедшего в субботу и за неделю до пасхального воскресенья. Сочетание этих важных для православной религии дат символизирует важность этого периода в жизни Спасителя. Ведь распятие Христа и пытки, названные Страстями Христовыми – есть жертва принесенная спасителем во имя искупления грехов человечества. Поэтому во все времена существования Православной церкви праздник почитался одним из важнейших событий.
Вход Господень в Иерусалим означает смирение перед необходимостью самопожертвования во имя общего спасения. Спаситель знал, чем окончиться его путь в Святом Городе, но не отринул от своего пути. Этот праздник в православии прочно ассоциируется с прощением, умением отпускать горести и затаенные обиды. Он символизирует очищение духа, что особенно важно в завершении поста, перед его самой тяжелой неделей.
Также, праздник символизирует победу света над тьмой, олицетворяет собой приход Царя Небесного, дарующего спасение и благодать встречающим его людям. Празднику уделено значительное внимание в православной религии наравне с другими важными и торжественными датами.
При оценке значимости события стоит помнить, что народ Иерусалима в тот период находился под гнетом Римской империи. Оттого Христа встречали не только как духовного освободителя, заступника и спасителя рода людского, но и как мессию, способную принести освобождение от оков гнетущей власти Римского Легиона.
Правила и особенности храмового богослужения в этот день
Праздник входит в перечень двунадесятых праздников, подтверждающими его происхождение и закрепляющими веру в него. Значимость праздника сложно переоценить, особенно с учетом того, что произошедшее упоминается во всех писаниях Христа того периода. Встречается православными всех стран с надеждой на очищение душ и помыслов. Праздник предполагает ряд богослужений проводимых в храмах накануне, а также непосредственно во время его празднования.
Храмовые богослужения в день Входа Господнего в Иерусалим трансформировались со временем. В разные века происходили по-разному, имея, тем не менее, схожие характеристики в проведении определенных ритуалов. Стоит вспомнить одно из первейших традиционных служений по Иерусалимскому канону. Предполагалось народное шествие, участники которого несли ветви пальмы, а во главе процессии выезжал епископ, которому полагалось восседать на осле.
В Константинопольском богослужении до 12 века праздник праздновался в храме 40 мучеников Севастийских. Богослужение проводилось утром, патриарх прибывал в храм на осле или лощади в память о вхождении Христа в Святой город верхом на осле.
Вход Господень в Иерусалим, несмотря на свою важность, не имеет предварительных, подготовительных церковных служб. Во многом, это обусловлено тем, что предшествует ему Лазарева суббота – праздник чуда воскрешения Лазаря сам по себе имеющий определенные параметры богослужений проводимых в храмах. Именно поэтому он празднуется в день его свершения. Сам же праздник отмечается православными по всему миру. Также к празднеству присоединяются другие представители Христианской конфессии.
В традициях Русской Православной Церкви до начала 18 века, важной частью празднования, является чин шествия на ослах. Для этого совершался крестный ход по городу, во главе которого верхом на осле ехал патриарх, в руках которого были крест и евангелие. Вместо осла могла выступать наряженная лошадь, но в остальном чин шествия не менялся. В современной традиции праздник предполагает проведение крестного хода, в котором участвуют церковные служители и простые верующие.
Церковное Богослужение в этот день, предполагает проведение вечери, великого чтения и утренней службы. Служители и верующие присутствуют в храме всю ночь, так как ночь с Лазаревой субботы на воскресный день предполагает ночные бдения. Время проводят в молитве, держа в руках свечи, ветви вайи или вербы.
Далее с приходом утра и окончанием утренней службы проводиться крестный ход вокруг храма. В ходе молитвенных служб, производится освящение и окропление святой водой Вайи или ветвей вербы как это принято в Русской православной традиции. Освещенная верба символизирует собой этот праздник, возможность искупления грехов человеческих.
В Субботний вечер перед праздником проводят трапезы. Учитывая строгость поста в дни его окончания, в этот вечер допустимо послабление. В частности, в пищу употребляется рыба, которая далее, до конца поста запрещена категорически.
В этот день обязательно посещение храма, прочтение молитвы. Сходите на исповедь, причаститесь. День нужно провести в праздных занятиях без работы. Наибольший контраст торжественность дня имеет с последующей страстной неделей, во время которой правила поста становятся более строгими.
Иконопись о событии
Существует множество икон разного периода, иллюстрирующих сюжет Входа Господня в Иерусалим. Центральной фигурой сюжета является Христос, едущий на осле. Позади Христа следуют его ученики, прославляющие имя Господне.
Есть достаточно большое количество старинных икон, демонстрирующих события праздника. Их сюжеты идентичны, что говорит о верности следования истории, описанной в Евангелие. В дни празднования этим иконам уделяется наибольшее внимание.